Методы расчетов основных составляющих ущерба от аварий гидротехнических сооружений в денежном выражении

Методы расчетов основных составляющих ущерба от аварий гидротехнических сооружений в денежном выражении

6.6 Методы расчетов основных составляющих ущерба от аварий гидротехнических сооружений в денежном выражении

6.6.1 Основными составляющими для определения ущерба от наиболее тяжелой и наиболее вероятной аварии ГТС гидроэлектростанции являются прогнозы:

количества людей, которые могут погибнуть и пропасть без вести, кроме физических лиц, являющихся работниками, обслуживающими ГТС (включая работников подрядных организаций, выполняющих работы (оказывающих услуги) на территории ГТС) при исполнении ими служебных обязанностей на территории ГТС;

- количества людей, которые могут быть травмированы и нуждаться в госпитализации, кроме физических лиц, являющихся работниками, обслуживающими ГТС, при исполнении ими служебных обязанностей на территории ГТС;

- количества работников, обслуживающих ГТС, которые могут погибнуть и пропасть без вести при исполнении ими служебных обязанностей на территории ГТС;

- количества работников, обслуживающих ГТС, которые при исполнении ими служебных обязанностей на территории ГТС могут быть травмированы и нуждаться в госпитализации;

- ущерба основным и оборотным фондам предприятий, кроме основных и оборотных фондов владельца ГТС;

- ущерба готовой продукции предприятий, кроме продукции владельца ГТС;

- ущерба элементам транспорта и связи, жилому фонду, имуществу граждан, сельскохозяйственному производству, лесному фонду от потери леса как сырья по рыночным ценам, от затопления и гибели лесов по фактическим затратам на восстановление леса, от сброса опасных веществ (отходов) в окружающую среду, а также ущерба, вызванного нарушением водоснабжения из-за аварий водозаборных сооружений;

- расходов на ликвидацию последствий аварии.

6.6.2 При определении основных составляющих ущерба от аварий ГТС следует применять утвержденные соответствующим органом надзора за безопасностью ГТС методики определения размера вреда [4].

6.6.3 На предварительных стадиях проектирования или при необходимости срочного прогноза основных параметров зоны катастрофического затопления при отсутствии достаточно полных топографических данных для определения порядка величины вероятного вреда следует использовать метод ориентировочной оценки

6.6.4 Согласно этому методу ориентировочная оценка тяжести последствий аварии ГТС при прорыве напорного фронта, наряду с условиями в бьефах гидроузла (плотность заселения, инженерные сооружения, коммуникации и т.д.), должна производиться по значению потенциальной энергии потока по шкале балльности разрушений. Зоны возможных разрушений в балльном эквиваленте должны строиться по значению величины удельной энергии потока в каждой точке плана зоны катастрофического затопления.

6.6.5 При отсутствии подробных данных о ситуации в зонах воздействия аварий и достаточных данных, содержащихся в геоинформационных системах (ГИС), но при наличии среднестатистических данных о характеристиках объектов и плотности расселения населения в рассматриваемом регионе, следует использовать метод укрупненных показателей.

6.6.6 При отсутствии данных о социально-экономических условиях в зонах влияния аварий на ГТС, полученных в результате специальных обследований, но при наличии геоинформационных баз данных и данных, содержащихся в геоинформационных системах, следует использовать метод планшетной оценки. Исходной информацией для реализации планшетного метода должны служить электронные карты.

6.6.7 По данным электронных карт в зоне возможного негативного воздействия аварий ГТС должны быть выявлены народно-хозяйственные объекты, транспортные магистрали, инженерные коммуникации и т.п., определены количество людей, попадающих в зону аварии ГТС, зоны различного использования территории и т.п.

6.6.8 В случае когда имеется возможность собрать подробные данные и необходимую для расчета вероятного вреда информацию, по данным экспедиционного обследования территории подвергающейся аварийному воздействию, рекомендуется использовать метод детальной оценки.

6.6.9 При проведении обследования должны быть выявлены народнохозяйственные объекты, транспортные магистрали, инженерные коммуникации и другие объекты, находящиеся в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; а также определены места постоянного проживания и временного нахождения населения, зоны различного использования территории и т.п.

6.6.10 Согласно требованиям Методики определения вреда [4], по данным официальной статистики, а также по справочным, литературным и иным источникам, должны быть определены следующие общие показатели для субъектов Российской Федерации, территория которых попадает в зону аварийного воздействия:

- общая площадь территории субъекта;

- балансовая стоимость основных производственных фондов;

- валовой национальный продукт за год;

- численность населения с разбивкой на городское и сельское;

- средняя плотность населения в городах и поселках городского типа;

- общая длина автодорог общего пользования или плотность автодорог.

6.6.11 На основании исходных данных об аварии ГТС и топографических планшетов, на которых нанесена зона катастрофического затопления ниже гидроузла, должны быть выполнены следующие действия:

- разбивка общей площади затопления на зоны сильного, среднего и слабого воздействия с выделением по каждой зоне: земель, занятых населенными пунктами или промышленными объектами; земель сельскохозяйственного назначения; земель, занятых естественными природными ландшафтами;

- составление перечня затронутых населенных пунктов и сбор сведений о количестве проживающего в них населения, характере жилых строений и размерах приусадебных участков;

- определение участков затрагиваемых транспортных коммуникаций и линий связи;

- выявление прочих специфических объектов;

- выше створа гидроузла:

- выявление населенных пунктов и объектов, расположенных около водохранилища;

- определение длины судовых ходов, установление объектов водного транспорта, расположенных на водохранилище;

- выявление водозаборных устройств (местоположение, тип, расход);

- определение прочих видов водопользования.

6.6.12 Степень возможных разрушений должна быть установлена на основе рассчитанных величин параметров потока в каждой точке области катастрофического затопления, в том числе при наличии ледового покрова, и представлена в табличной форме или графическом виде.

6.6.13 Уровни воздействия на население должны быть установлены на основе данных о возможных разрушениях и карты времен добегания с целью определения возможного количества погибших и пострадавших людей, разработки мероприятий по эвакуации населения, оценки расходов на ликвидацию последствий аварии, и представляются в табличной форме или графическом виде.

6.6.14 Возможный в результате аварии ГТС вред определяется с учетом социального ущерба, характеризующегося количеством пострадавших и степенью вреда их здоровью, а в стоимостной форме - величиной компенсационных затрат, а также реального ущерба, нанесенного материальным объектам в результате аварии ГТС, в т.ч. и ущерба от загрязнения окружающей среды в натуральном и денежном выражении.


Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. . 2015.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»